Как вернуть руке память? (Надежда КАХАНОВА)

как-поэтапно-нарисовать-ученика

Начало осени, как начало учебного года, отмечено сразу несколькими праздниками, имеющими прямое отношение к образованию. Старейший из них – Международный День грамотности – отмечается в этом году уже в пятидесятый раз. Однако, несмотря на солидный возраст и заслуги, выполнить свою главную миссию – победить безграмотность – этому празднику так и не удалось.

 

Все ниже, и ниже, и ниже…

 

Казалось бы, безграмотность – это не про нас, это где-то там, на африканском континенте, – у нас-то все имеют возможность учиться. И все-таки причина поговорить о грамотности у нас тоже имеется. Поводом для такого разговора послужил эксперимент, проведенный недавно российскими тележурналистами, которые предложили представителям двух возрастных групп написать небольшое изложение. К удивлению экспериментаторов, люди, окончившие школу в советское время, то есть более двадцати лет назад, справились с заданием намного лучше, чем те, что окончили школу буквально вчера и у кого полученные знания еще не успели стереться из памяти за давностью лет. Не секрет, что та же ситуация наблюдается в других бывших республиках Советского Союза, в том числе и в Казахстане. А ведь еще совсем недавно большинство стран СНГ лидировали в рейтинге стран мира по уровню образования, причем, Казахстан занимал в этом списке одиннадцатую строчку, опережая Россию, Молдавию и Азербайджан. Однако к 2012 году Казахстан оказался на 44 месте, а в прошлом году занимал уже 63 место. Сильнейшими в области образования теперь являются такие страны, как США, Великобритания, Австралия, Швейцария, Финляндия. Кстати сказать, система среднего образования, принятая в Финляндии, считается одной из лучших в мире, при этом основана она на нашей родной советской системе, от которой мы почему-то отходим все дальше и дальше. Влияет ли это обстоятельство на грамотность и что вообще сегодня понимается под этим словом?

В старину под грамотностью понималась степень владения навыками письма и чтения на родном языке. Однако в современном мире представление о грамотном человеке существенно поменялось, и теперь нам уже недостаточно просто уметь читать и писать. Появилось, например, такое понятие, как компьютерная грамотность, которая, по мнению педагогов, зачастую вытесняет собою грамотность как таковую. Учителя утверждают, что грамотность формируется не столько на основе знания правил, сколько с помощью чтения и письма. Как известно, чтение развивает зрительную память, письмо – механическую. Существует даже такое выражение «рука запоминает». А вот с этим у современных школьников как раз проблемы. Их руки запоминают движение не авторучкой, а мышкой, их жизнь в плане общения и получения информации заполнил интернет, где царствуют, скорее, эмоции, а не слова, где преобладает дворовый разговорный стиль, без пробелов, без знаков препинаний (пишем, как слышим). А уж на такие «пустяки», как — тся или — ться в конце слова, и вовсе мало кто из молодых людей обращает внимание. Так что более старшим по возрасту людям, имеющим за плечами советскую школу, впору прибегать к помощи толкового словаря молодежного сленга. Между прочим, последние исследования ученых показали, что человек, читающий печатную страницу, лучше понимает текст, чем тот, кто читает тот же текст с монитора. То есть дети, получающие информацию посредством компьютера, хуже воспринимают и запоминают информацию. Вот что одна мама написала по этому поводу: «Мозги у детей планшетами запорошены. Сегодня пришли в музей. Дети, вместо того чтобы слушать экскурсовода, селфи делали. Знания все в компе. На мозги разучились полагаться. Экскурсовод задает вопросы – дети лезут в интернет за ответами». Но, с другой стороны, школьники ведь учатся читать и писать не в интернете, а в школе. Так может быть, многим из них просто не повезло встретиться с хорошим учителем, который «заразил» бы своих учеников любовью к чтению, внушил бы им чувство гордости за свой язык?

 

Не все то плохо, что старое

 

Впрочем, в нашем городе, как считает методист городского отдела образования Надежда Подшивалова, коллектив языковедов по-прежнему очень сильный, даже несмотря на то, что в последнее время школы начинает покидать старшее, более опытное в профессиональном смысле поколение. По словам Надежды Александровны, борьба за грамотность в степногорских школах начинается с так называемой декады языков, проводимой как раз в связи с Международным днем грамотности, и продолжается практически весь учебный год. Декада языков – это целый ряд различных образовательных мероприятий, призванных повысить уровень грамотности школьников. Какие именно проводить мероприятия – решает педагогический коллектив каждой конкретной школы. Это могут быть, к примеру, конкурсы чтецов, КВН, классные часы. Обязательным пунктом является выставка книг в школьной библиотеке, а также сочинение на единую тему. В этом году тему для сочинения невольно задал сам президент страны, сказавший в одном из своих выступлений такую фразу: «Отношение к языку, по сути дела, есть отношение к стране». Кстати сказать, в этом году городской отдел образования решил добавить изюминку в слоеный пирог праздника грамотности и рекомендовал школам в качестве заключительного аккорда провести некое мероприятие, посвященное тому писателю, чье имя носит школа. Скажем, если это ШГ №4, то речь должна идти о Л.Н. Толстом, если ШГ №6 – о классике казахской литературы Абае Кунанбаеве. Идея сама по себе не нова – как известно, каждую осень на протяжении многих лет школа №3, носящая имя А.С. Пушкина, проводит пушкинские балы, но, возможно, пожелание гороо станет толчком к тому, что собственные интересные традиции появятся и у других школ.

«Мы стараемся работать на результат, — рассказывает Надежда Подшивалова. – Учить детей писать сочинения мы начинаем уже с пятого класса. Много пишем сочинений в течение года. Бывает даже, что степногорские предприятия предлагают провести в городских школах конкурсы сочинений на предложенные ими темы. В декабре традиционно проводим декаду русского языка, а в мае отмечаем День славянской письменности. У нас выработана целая система мониторинга уровня знаний школьников, и она дает свои плоды. Наши дети частенько становятся призерами языковых конкурсов и олимпиад различного уровня. Вот, например, в прошлом учебном году ученица ШГ №6 Камила Абдразакова (педагог Светлана Ивановна Зозуля) заняла первое место на областной олимпиаде по русскому языку и третье место на республиканской олимпиаде. Причем, учатся у нас не только дети. Уже четвертый год подряд во время осенних каникул мы проводим обучающие семинары для учителей по всем предметам. В этом году городской отдел образования намерен организовать специальные курсы для молодых учителей на тему «как писать сочинение». Надо сказать, что необходимость напомнить молодым учителям, как пишутся сочинения, возникла не на пустом месте. Медленно, но верно казахстанская система образования все-таки начинает делать разворот в сторону милых сердцу советских образцов. Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. К примеру, по истории Казахстана на предстоящих выпускных экзаменах будут применяться билеты, а не тесты. Кроме того, возвращается из небытия привычная контрольная работа по алгебре. А главное – с этого учебного года будет изменен формат ЕНТ по русскому и казахскому языку как родному. Наконец-то подобающее ему место в борьбе за грамотность населения снова займет сочинение. Но, как утверждает Надежда Подшивалова, степногорские языковеды свои позиции и прежде не сдавали. Известен случай, когда профессор МГУ пришел в такое восхищение от чистой речи одной из наших выпускниц, что счел необходимым передать свою благодарность тому учителю, который эту девочку учил русскому языку. И все же лучшим показателем работы степногорских языковедов, по мнению методиста гороо, являются результаты ЕНТ по русскому языку, которые с каждым годом пусть немного, но улучшаются: в 2014 году средний балл ЕНТ по русскому языку составлял 15 баллов, в 2015 году – 15,2 балла, а в 2016 году – 15,5 балла. «Я не согласна с тем, что грамотность снизилась так уж катастрофически, — говорит Надежда Александровна. – И раньше одни дети писали более грамотно, а у других тридцать ошибок в письменной работе. Думаю, в снижении грамотности виноват не только интернет. Сейчас сама жизнь изменилась. Да, мы читали больше, у нынешней молодежи приоритеты иные. Но все равно многое по-прежнему зависит от родителей. Ребенка нужно начинать приобщать к литературе, пока он еще сидит на коленях у мамы. А как ребенку научиться читать, если родители не представляют, что это такое?». Мне эти слова напомнили известное высказывание: «Если хочешь победить врага, сделай его своим другом». Иными словами, если мы хотим повысить грамотность нашей молодежи, может быть, стоит обратиться к бездонным в этом смысле возможностям интернета? А каким образом – это уже к специалистам.

 

Надежда КАХАНОВА

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться:
Айсана
2016-10-08 18:50:18
Правильно, нужно развивать в детях умение излагать свои мысли на письме уже со школьной скамьи! Ведь в будущем все основные гос.профессии будут связаны с написанием писем!
Арман
2016-10-08 18:56:07
Согласна, что вместо тестов, лучше писать сочинение, отстаивать свое мнение, новые идеи могут возникнуть! Важно научиться писать со смыслом. На письме многое можно изложить, даже можно если грамотно написать , то получить спонсорство или защитить проект! Добиться положительного результата! Чем больше пишешь, тем больше читаешь литературы и обогощаешь словарный запас!
Айгерим
2016-10-08 19:57:16
Біздер білім саласына көп назар аудару керекпіз! Себебі білімді ұрпақ, ол ертең жарқын болашақ!
айзере
2016-10-09 13:25:49
даже в будущем это им пригодится! нужно правильно и красиво уметь излагать свои мысли, этому нужно учиться.
Гаухар
2016-10-09 13:52:45
Грамотность - это показатель общей культуры человека. Поэтому ее необходимо развивать. Согласна, что сдавать сочинение порой гораздо важнее, чем тестирование. Тестирование покажет набор заученных фактов, а сочинение покажет грамотность, то есть как ты можешь оперировать знаниями.
Серик
2016-10-09 13:57:25
Хорошо, что у нас еще есть такие энтузиасты. Причем даже не в северной или южной столицах, а вообще в глубокой провинции. Пока у нас есть такие учителя, наше образование будет оставаться на передовых позициях.
Амина
2016-10-10 10:16:18
Я тоже задумывалась над проблемой неграмотности молодежи. Честно, я терпеть не могу неграмотность. Многие сейчас так говорят, это модно, но я говорю этого не из моды. Можете почитать мои посты, пролистать, но так как мои бабушка и мама в детстве привили мне любовь к книгам и учебе, я просто-напросто читала в школьное время. Ну, может мне еще с учителями в школе повезло. Сейчас, к сожалению, мало времени читать книги и меня это беспокоит и тогда я задумываюсь: вот в школьное время времени было уйма - занимайся чем хочешь, читай, играй, ходи в музвкальную школу, посещай спортивные кружки, курсы конструкции - делай что угодно. Столько свободного времени человек больше в своей жизни никогда не получит. Ну, это конечно, относится к целеустремленным личностям, которые заняты чем-то важным для них. А вот если все же кому-то нечего делать целыми днями, то я бы посоветовала почитать книги, а особенно - казахскую литературу. Казахская литература действительно богата. Я думаю, каждый найдет то, что ему по душе. А что насчет неграмотности населения: остается только плакать. Это действительно очень печальное состояние. Молодежь не умеет писать ни на своем языке, ни на русском, и тем более - на английском. Это зависит от родителей. Нужно следить за ребенком и заинтересовать его не дворовыми похождениями, не компьютерными играми, а книгами.