Подъем после спада (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)

IMG_8756

На подшипниковом заводе после затяжного кризиса начинается подъем. Пусть пока не столь значимый, как хотелось бы, но тенденция вселяет надежду. И это хорошая новость ко Дню машиностроителя – нельзя не согласиться с генеральным директором АО «ЕПК Степногорск» Анатолием Томиловым.

 

Дальше — больше

 

Не столь значительный подъем – это, по нынешним временам, не так уж и мало: товарной продукции продано на сумму, в два раза превышающую прошлогоднюю, а железнодорожных подшипников, на производстве которых специализируется завод, — выпущено почти на треть больше, чем за восемь месяцев 2015 года. И такая тенденция, уж точно, сохранится до конца года.

СПЗ

 

При таком, позитивном, раскладе вполне закономерен вопрос: а за счет чего увеличение?

По словам Анатолия Томилова, у этого роста несколько слагаемых.

Во-первых, в основном закончилось освоение новых типов подшипников – цилиндрических и сферических, включая крупногабаритные. А за этим месяцы и месяцы монтажа, переналадки, модернизации оборудования, привезенного в Степногорск из Москвы, — лучшие работники были отвлечены от своей прежней работы, занимаясь переделкой и совершенствованием станков не только в основное рабочее время, но и вечерами, и в выходные дни.

Во-вторых, стали расти потребности в подшипниках, и сегодня завод готов эти потребности максимально удовлетворять. Причем реализация новых типов подшипников идет, можно сказать, прямо с колес – дело поставлено так, что подшипники, выпущенные на этапе освоения, сразу же переходят в серийное производство, так как вполне удовлетворяют потребительским требованиям и по качеству, и по цене.

Подводя итоги сделанного за два последних года, Анатолий Томилов не без удовлетворения отмечает: большая программа освоения новых типов подшипников в основном выполнена – осталось еще несколько позиций, главным образом из тяжелой серии, и они, никогда не производившиеся на предприятии, тоже потребуют немало сил, но выпускаться эти крупногабаритные подшипники будут по мере потребности.

Здесь нельзя не сказать о третьей составляющей роста, а по сути – первой, основной: люди – главное достояние завода и его гордость – выкладываются по максимуму, работают на совесть, не жалеют своих сил для общего дела.

 

Предприятию требуются

 

Специалистов — и генеральный директор АО «ЕПК Степногорск» не скрывает этого –заводу не хватает. Предприятие нуждается в наладчиках, кузнецах-штамповщиках, термистах, шлифовщиках – объявления о вакансиях с предложением переподготовки на заводе регулярно публикуются в СМИ. К слову, сегодня на заводе трудятся 1800 человек.

Ситуация с нехваткой кадров до такой степени острая, что уже возникают трудности с выполнением поставленных перед приятием задач – обеспечением потребителей подшипниками в полном объеме.

Так, чтобы выпускать в месяц требуемые 10 – 12 тысяч сферических подшипников, нужно работать в четыре смены, а их сейчас на сферическом производстве две. Набор людей ведется – и уже в октябре в цехе планируют организовать третью смену.

Не проще ситуация и с выпуском основной продукции завода – вагонных подшипников. С одной стороны, достигли высокого производственного показателя в августе – сделали одной сменой 41 тысячу наружных колец для вагонных подшипников при месячном нормативе 24 — 25 тысяч; с другой стороны, приложили для этого неимоверные усилия, так как, чтобы обеспечить потребности по максимуму, работали и по выходным. А по-хорошему, на увеличенные вдвое объемы надо, как минимум, две смены.

Но, учитывая ситуацию на рынке труда в степногорском регионе, Анатолий Томилов отлично понимает, что кадровая проблема не разрешится ни сегодня, ни завтра. Люди, и это естественно, ищут более выгодные варианты применения своим силам, а избытка людских ресурсов в городе нет.

И на заводе уже готовятся работать в условиях нехватки кадров. Путь не новый – по нему идут во всем мире: освобождение от затратных станков, для обслуживания которых задействовано много людей, и переход на высокопроизводительное автоматизированное оборудование. При этом ни о каких сокращениях, при дефиците квалифицированных кадров, речь не идет — высвобожденные будут переведены на другие производственные направления. «Нам сегодня 75 человек не хватает. Я бы с удовольствием вторую смену создал и забыл бы о нехватке работников на том же шлифовальном производстве, а на токарном до 40 процентов людей не хватает», — проясняет ситуацию с кадрами генеральный директор.

 

Ставка на высокую производительность

 

На заводе немало сделано для работы в условиях кадрового дефицита. До 90 процентов станков давно уже переведены на микропроцессорное управление, что сводит к минимуму фактор человеческого влияния на управление технологическим процессом.

С этой целью и сегодня ведется оптимизация производства.

Например, в службе инструментального производства одним станком HAAS с ЧПУ заменят несколько старых фрезерных станков. Эффект не замедлил сказаться: и в людских ресурсах экономия, и во времени, и в качестве – универсальный станок с ЧПУ, в зависимости от заданной программы, выполняет все фрезерные операции, притом что предназначен был изначально для крупногабаритных сепараторов. В службе инструментального производства, если понадобится сделать несколько десятков крупногабаритных сепараторов, и с этой задачей справятся – на таком-то станке.

Просматривается в расчетах генерального директора и перспектива. Сегодня в первом потоке шлифовально-сборочного цеха выстроены в производственную цепочку десять шлифовальных станков – четыре для черновой обработки, четыре для чистовой шлифовки и еще два для суперфиниширования. А их вполне можно заменить на два токарных станка твердого точения марки HAAS, которые можно, без ущерба для производства, изъять с других потоков и отдать на точение наружных колец. Эффект легко прогнозируется с учетом имеющегося опыта: сегодня торцы всех индустриальных подшипников московской номенклатуры с успехом точатся на станках твердого точения.

Конечно, к такому перевооружению на высокопроизводительные станки нужно основательно подготовиться – в частности, надо подобрать качественный инструмент, который был бы оптимальным и по цене, и по производительности. Одно дело шлифовать в день 380 – 1200 торцев колец для подшипников индустриальной группы (в этом случае будут неоправданными затраты на модернизацию) – другое дело массово, изо дня в день, обрабатывать по 2500 деталей – такие объемы требуют качественного инструмента.

В будущем этот поток обязательно будет доведен до ума, — не сомневается Томилов и подкрепляет свои прогнозы расчетами по вагонным подшипникам: при четырехсменном режиме работы можно будет снимать с одного потока 96 тысяч вагонных подшипников в месяц, или 1 млн 150 тысяч в год – таких заказов, к сожалению, уже не будет (максимально в последние годы на заводе выпускали 1 млн 700 тысяч подшипников, из которых 700 тысяч шло на новое вагоностроение, а миллион – на ремонтные нужды), так как традиционный вагонный парк в России – главном потребителе продукции ЕПК – сильно сократился и за счет вывода из эксплуатации старых вагонов, и вследствие модернизации, проводимой РЖД. АО «ЕПК Степногорск» при таком раскладе может рассчитывать на заказ, в лучшем случае, 80 тысяч железнодорожных подшипников в месяц – а это работа для трех смен.

 

Инвестиции себя оправдали

 

При этих объемах (больше, чем было в последние годы, но меньше, чем возможно) на заводе как эффективное менеджерское решение оценивают тот факт, что взялись за освоение подшипников, которые переданы в АО «ЕПК Степногорск» из Москвы и которые, войдя в инвестиционный проект ЕПК, в последние годы занимали максимум сил и времени заводчан. Как показывает результат, не зря занимали: удельный вес подшипников московской номенклатуры в общем объеме товарного производства АО «ЕПК Степногорск» составляет без малого 25 процентов.

 

СПЗ2

А еще прибавьте к этому поковки для американской компании Бренко: начали в мае с двух тысяч, в июле, получив одобрение американцев, сделали 21 тысячу и с сентября производят 30 тысяч поковок внутреннего кольца – и так до конца года, для чего нужно набрать еще два звена в кузнечно-штамповочный цех.

Отчасти проблему нехватки кузнецов решат – и это уже тенденция – за счет перехода на высокопроизводительное оборудование, тем более что и сам металл для поковок (используют оскольский) требует этого: заготовка мягкая, не ломается – и холодноломы решили заменить на отрезной станок, который установят на кузнечном производстве к середине декабря. Эффект бесспорный: во-первых, можно будет полностью отказаться от нарезанных в Саратове заготовок; во-вторых, производственный цикл с 4,22 минуты на ленточных пилах сократится до 38 секунд на отрезном станке, который заменит восемь износившихся пил и потребует участия одного человека вместо задействованных сегодня четырех-пяти.

 

Работа платежом красна

 

Пусть разговор у нас сегодня предпраздничный, но без вопроса об увеличении зарплаты на заводе никак не обойтись.

По словам Анатолия Томилова, с августа подняли в среднем на 10 процентов зарплату рабочим. И основание для этого появилось – увеличились объемы производства, предприятие стало больше зарабатывать.

При этом в АО «ЕПК Степногорск» понимают, что не все на заводе связаны с производством поковок или шлифовкой деталей, – инженерно-технические работники тоже имеют право на достойную оплату добросовестного труда. Этот вопрос должен быть рассмотрен управляющей компанией ЕПК в сентябре.

«Теперь, при растущих объемах производства, о повышении зарплаты говорить уместно, — поясняет гендиректор АО «ЕПК Степногорск». – Если в апреле – июле мы производили по 45 тысяч подшипников всех типов, то в августе сделали уже 60 с лишним тысяч. В полтора раза скачок, и такая тенденция просматривается до конца года».

 

Перспектива вселяет надежду

 

При этом Анатолий Томилов со сдержанным оптимизмом оценивает перспективы следующего года: «Подъём начался, но он не будет резким. Падаем на десятки процентов, а подниматься будем на проценты. В этом году на 30 процентов сделаем больше прошлогоднего, а если в следующем году поднимемся хотя бы на 10 процентов по отношению к нынешнему году, уже хорошо. При этом надо усиленно заниматься подготовкой кадров и оптимизацией техпроцессов. И готовить переход, участок за участком, на высокопроизводительное оборудование – такова наша долгосрочная перспектива».

На подшипниковом заводе после затяжного кризиса начинается подъем. Пусть пока не столь значимый, как хотелось бы, но тенденция вселяет надежду. И это хорошая новость ко Дню машиностроителя – нельзя не согласиться с генеральным директором АО «ЕПК Степногорск», который поздравляет заводчан и всех машиностроителей степногорского региона с профессиональным праздником. Кстати, есть еще один повод поздравить самого Анатолия Томилова – 17 октября исполнится 30 лет с его назначения на должность генерального директора подшипникового завода в Степногорске.

 

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться:
Иванов Олег Дмитриевич
2016-11-25 13:18:23
Поздравляю всех заводчан с прошедшим Днем Машиностроителя, желаем выполнения всех поставленных руководством задач в срок, здоровья и достойного уровня жизни. А Томилова Анатолия Ивановича с Тридцатилетием руководства таким непростым и интересным заводом. Многие лета. Виват Анатолий Иванович, виват.