Педагог – ее призвание (ГАЛИЯ ХОЗИНА)

20170922_100644

Накануне всенародно любимого праздника – Дня учителя – мы провели интересную беседу с замечательным педагогом из школы-гимназии №4. Общий педагогический стаж Ларисы Сергеевны Кузнецовой – 47 лет, из них 45 лет она отработала в степногорском отделе образования.

 

После окончания Петропавловского государственного института молодого специалиста направили учителем русского языка и литературы в районный центр Соколовка Северно-Казахстанской области. Спустя два года супруга Ларисы Сергеевны перевели в Степногорск, вслед за ним в строящийся город отправилась и она. Здесь Лариса Сергеевна устроилась в школу №4 и через два года была переведена в только что открывшуюся школу №5. Там она работала вплоть до того момента, когда пятая школа получила статус национальной.

Но Лариса Сергеевна как педагог высшего класса без работы не осталась. Ее в числе других коллег вновь пригласили в педагогический коллектив школы №4, и уже 23 года трудится она здесь, невзирая на почтенный 70-летний возраст, нисколько его не скрывая. Лариса Сергеевна отлично понимает, что выглядит совершенно потрясающе. Это как раз тот случай, когда в человеке все прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда.

— Лариса Сергеевна, если сравнивать былые времена и нашу эпоху, что изменилось? Стали ли другими сами дети?

— Кто-то, возможно, имеет другую точку зрения, но я считаю, что дети всегда остаются детьми. Что влияет на формирование положительных качеств человека? Время, обстоятельства, среда. Но, как и много лет назад, в классах по-прежнему есть и сильные ученики, подающие большие надежды, и отстающие. Единственное – больно осознавать и видеть, что дети перестали читать. Раньше не стопроцентно, но 90% учеников читали художественную литературу, с этими детьми было интересно работать, можно было детально разбирать произведения, они внимали педагогам и мы с легким сердцем могли сказать, что воспитываем достойных граждан своего отечества. Сегодня помимо школьной программы чтением всерьез увлекаются лишь единицы. Ученики предпочитают в основном просматривать художественные фильмы или изучить материал в кратком изложении. Мы с пониманием относимся к этому – веление времени. Но интерес к преподаванию литературы теряется – и это плохо.

Русский язык как был труден для изучения, таким он и остается. Но дети стараются. Особенно они начинают прилагать усилия, когда понимают, для чего им нужно все это знать. Сейчас мы перешли на новый вид сочинительства. Вместо традиционного сочинения дети излагают свои мысли в эссе. С выпускниками прошлого года мы очень много времени посвятили изучению данной темы. Она нова для привычного восприятия. Администрация выделила дополнительные факультативные часы, и дети хорошо написали эссе. Эссе отличается от сочинения краткостью, всего 350 — 360 слов, но состоит из тезисов и аргументов. Ученик должен показать свое восприятие окружающего мира, мировоззрение, отразить жизненный опыт, а это сложно. С литературным сочинением было проще. Его можно списать со всех многочисленных пособий, таких как «1000 экзаменационных сочинений», «350 лучших сочинений». Бери и переделывай. А эссе не спишешь. Одно эссе никогда не похоже на другое. Поэтому было очень интересно читать рассуждения детей о жизни.

— Что вы скажете об изменении школьной программы?

— Предмет русского языка остался прежним, в 10 классе идет один час изучения в неделю, время уделяется в основном формированию культуры речи. Имеются  изменения в программе литературы. Добавились новые произведения. Уделяется большое внимание возвращению имен. Это Ахматова, Цветаева, Солженицын, Шаламов. Дети должны о них знать. Неизменным осталось изучение классиков. Все также учим и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, и Достоевского, и Толстого. Читают ли сегодня дети «Войну и мир»? Да. Читают в основном на спор. Чтобы доказать себе и другим, что это им под силу. Появившаяся недавно система формативного-суммативного оценивания меня не коснулась, так как я веду уроки в старших классах. К ней можно относиться по-разному, как и к любому эксперименту. Но время покажет, что лучше – балл или привычная оценка. Я считаю, должен пройти не один год, чтобы прийти к единому мнению и выяснить, какая из систем оценивания себя оправдывает. Но если ученые предлагают, значит, есть в этом какое-либо преимущество. Много сейчас разговоров о переходе  казахского алфавита с кириллицы на латиницу. Не знаем, что это будет. Раз новшества вводятся, то в этом есть толк. Глобальные перемены сейчас повсюду. Время не стоит на месте. Нужно идти с ним в ногу.

— Чем интересна ваша работа?

— Наверное, тем, что дети всегда благодарны. За эти годы у меня учились сотни человек. И знаете, дети не забываются. Можно запамятовать фамилию, но имена детей помнятся всю жизнь. Недавно был такой случай. В автобусе ко мне обратилась женщина: «Лариса Сергеевна, а вы не изменились!». Я говорю: «А я вас не помню». Она: «Я – Полтавская!», и я сразу вспомнила – Валя Полтавская. Некоторых вспоминаешь сразу. Особенно тех, которые тебе досаждали, как в ералаше. Самое главное, что на пути учителя встречаются очень хорошие люди, как ни в одной другой профессии. Воодушевляет работа в педагогическом коллективе с самыми замечательными людьми, высокими профессионалами. Мы многому учимся друг у друга. Манере говорить, трепетному отношению к обязанностям. Без коллектива невозможно добиться хороших результатов в работе. Я всегда буду с благодарность помнить своего наставника с большой буквы, человека, который учил меня, как поступать в тех или иных ситуациях, как относиться к людям, – это Вера Николаевна Гребнева. Как говорил Добролюбов, если бы таких людей не рождалось на свете, наверное, было бы скучно жить. Она никогда не повышала голос. Я переняла ее коронную фразу: «Так, я начинаю ругаться маленьким язычком». Что это обозначало, не знаю до сих пор. Но сразу приходит понимание, что нужно что-то изменить в своем поведении. Люди делились своим опытом. Не забуду, сколько хорошего и полезного передала своим коллегам работавшая у нас Татьяна Викторовна Семенюк. Я не стеснялась обращаться за помощью к таким языковедам, как Людмила Ивановна Мамонтова, Лидия Андреевна Хаустова, Нина Николаевна Асташева. Это были образцы профессионализма для меня. Они, к сожалению уже перестали работать, а я все еще здесь.

— А молодые педагоги перенимают ваш опыт?

— Конечно. У нас очень хороший учительский состав. Галина Владимировна Шевелева – прекрасный языковед, моя ученица. Пошла по моим стопам и окончила тот же Петропавловский государственный институт, что и я. Школьницей очень увлекалась поэзией, и этим вызывала мою искреннюю симпатию.

— Раз уж заговорили о поэзии, сочиняют ли дети сегодня стихи?

— Пишут, но немногие. Показывают тетрадочки, просят почитать. Но Пушкиных и Лермонтовых увы, нет. А для души – пусть сочиняют.

— Сложно ли вести воспитательную работу при повсеместном сегодня культе денег?

— Мы много беседуем с детьми. В своих эссе дети нередко отвечают на вопросы, что важнее: духовная составляющая жизни или ее материальная сторона. Ответы бывают разными, но дети сходятся в едином мнении, что в конечном счете все зависит от самого человека. Естественно, от воспитания в семье, от тех ценностях, которые ему прививаются. Жаль, что среди педагогов все меньше «свежей крови». Не идет молодежь в пединституты с целью дальнейшего трудоустройства по специальности. Из молодых педагогов мне очень нравится Оксана Гребенюк. Это подающий надежды, как говорится, «въедливый» педагог. Она талантливая, требовательная. Больше бы таких учителей в нашем городе.

— Что же делать, чтобы приобщить детей к чтению?

— Недавно мы с детьми писали эссе на тему «Умрет ли когда-нибудь книга?». Некоторые дети так и писали, что книга постепенно уходит в прошлое вместе с великими классиками. Но с этим смиряться нельзя. Выпускница прошлого года Катя Запрягаева написала примерно следующее. Если ты идешь по улице и видишь человека с букетом цветов, то его опасаться нельзя, он никогда не сделает тебе больно. Так и человек, в руках которого томик Тютчева или Фета. Предельно ясно, что это воспитанный человек, романтик, интеллигент. Девочка выразила свои чувства такими словами: «Пусть уйдет шелест страниц, запах книг, и все равно любовь к чтению должна оставаться у читателей!». Мне очень понравилась эта фраза, ученица нашла удачное сравнение. Я считаю, что она права.

— Какой вы видите вашу дальнейшую профессиональную деятельность?

— Каждый год собираюсь уходить и каждый год остаюсь. Не могу бросить детей на произвол судьбы. Если я веду класс, то должна быть уверена, что ученики сдадут ЕНТ. Каждый год выпускаю детей, награждаемых «Алтын белги». Но это точно последний рабочий учебный год. Человек должен знать меру во всем. На заслуженном отдыхе буду заниматься домашними делами, ухаживать за дачей. Зимой планирую читать книги, потому что сейчас на чтение художественной литературы совершенно не остается времени. А так хочется перечитать что-то из любимых произведений – для души, отойти немного от школьной программы. Буду отдыхать и верить, что годы, проведенные в стенах школы, прошли не напрасно и я сумела донести до детей что-то важное и ценное. То, что принесет пользу стране и миру в целом.

В преддверии праздника нельзя не отметить заслуженным вниманием и словами благодарности маститых педагогов, ветеранов педагогического труда, коллег Ларисы Сергеевны. Это А.В. Овчинникова, С.Е. Сеитова, Г.Н. Шульгина, Т.И. Головко, Т.Д. Лагутина, Л.С. Плюйко. Активно и плодотворно трудятся сегодня педагоги по призванию — В.А. Щербина, К.С. Кенжебаева, Б.Ж. Кульмагамбетова, Е.Н. Лазько, Е.Н. Титова, Л.В. Фетисова, Т.Ю. Голубева, А.Б. Тарасенко. Трудно перечислить поименно педагогов степногорского образования, но вклад каждого из них в развитие общества бесценен. От всей души поздравляем степногорских учителей с праздником!

 

Галия ХОЗИНА

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться: