Худо-дорого (ВИКТОР МОЛОДОВСКИЙ)

IMG_6579

Длящийся две недели ажиотаж в связи с пропажей бензина, видимо, уже прошел в Степногорске те стадии, которые сопровождались отборным шоферским матом. Все худо-бедно «устаканивается». Точнее, не худо-бедно, а худо-дорого.

 

Жванецкий: «Я вчера видел раков по пять рублей…»

 

Редакция газеты «Престиж» дважды за неделю мониторила цены на бензин на автозаправках города. И картина вырисовывается почти по Жванецкому: «Я вчера видел раков по пять рублей. Но больших. Но по пять рублей… А сегодня были по три. Но маленькие. Но по три… Но маленькие…».

Во вторник расклад цен на самый ходовой, 92-ой, бензин существенно не изменился по сравнению с минувшей пятницей, когда мы в первый раз проехались по городским автозаправкам. АЗС «Есиль» оставляли без внимания все автомобили, так как с дороги можно было увидеть таблички со словом «Нет», уже вторую неделю уныло висящие на топливораздаточных колонках. Причем безнадежное «Нет» касалось всех видов бензина. Когда картина будет более радостной, нам на АЗС не сказали.

Молва разнесла, что больше всего шансов заправиться, даже без талонов и карточек, — на автозаправке «КазМунайГаза», но ехать туда надо с утра. И, действительно, в 11 часов во вторник, переждав машин 8 – 10, водители могли заправиться 92-ым бензином за 152 тенге. Но к обеду, как нам сказали, бензина может и не быть. Ловите момент! На дверях в здание автозаправочной станции читаем: «Уважаемые автоводители! АИ-92 – 20 литров в одни руки. АИ-95 – по талонам и картам КМГ. АИ-80: на 1500 тенге (с 07.30 ч.)».

«КазМунайГаз», кажется, первым нашел выход из тупика. В минувший вторник, до обеда, здесь тоже можно было заправиться без талонов и карточек (и, кстати, практически без очереди) – правда, только ходовым 92-ым — по цене 157 тенге (рост с пятницы до вторника – на 5 тенге), а 95-ого, судя по информации на световом коробе, – не было.

В тот же вторник в «КазМунайГазе» заявили о свободной продаже АИ-92 по всему Казахстану: «ОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» сообщает, что самая востребованная марка бензина АИ-92 в сети АЗС «КазМунайГаз» реализуется в свободном режиме во всех регионах. На 17 октября в Астане, Актау, Атырау, Аягозе, Балхаше, Кызылорде, Петропавловске, Семее, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске и Шымкенте реализация бензина марки АИ-92 осуществляется полностью в свободном режиме. Таким образом, розничная сеть «КазМунайГаз» работает в штатном режиме. Запасов топлива достаточно, и ежесуточно поступают новые партии топлива как от казахстанских заводов, так и импортного производства. В тех регионах, где можно было приобрести до 20 литров бензина, ситуация выравнивается по мере поступления достаточного количества топлива».

Едем на автозаправку «helios», которая в 100 метрах от «КазМунайГаза», — здесь все по талонам и карточкам как в минувшую пятницу, так и в прошлый вторник. Об этом извещают листочки на дверях: «АИ-95 за наличку закончился. Только по талонам и смарт-картам». То же самое – про 92-ой и 80-ый. 92-ой продавали в пятницу, как видно на световом информационном коробе, за 150 тенге, 95-ый – за 164 тенге.

Но если нужно заправиться без талонов (это уже новость прошлого вторника), то можно проехать на противоположную сторону города: там, на автозаправке «helios», можно заправиться, действительно, 92-ым – за 158 тенге (рост за пять дней на 8 тенге, 95-ым – за 172 тенге (увеличение на те же 8 тенге). И практически никаких очередей.

Ну и последний пункт нашего мониторинга – автозаправка «Аурика». Цены прошлой пятницы ко вторнику не изменились: 96-ой – 177 тенге, 92-ой – 163 тенге, дизтопливо – 159 тенге. На АЗС ни одной машины, притом что бензин есть, и без талонов. Видимо, автовладельцы в массе своей еще не настроились на такие цены.

Последние новости (данные прошлого вторника) на сайте АЗС «Аурика» датируются 13 октября. Читаем: «Представляем вам обновленные цены на ГСМ сети АЗС ТОО «АУРИКА» по филиалам за 1 литр: АИ-92 (Россия) — 163 тенге, АИ-95 (Россия) — 177 тенге, дизельное топливо (Казахстан) — 159 тенге, дизельное топливо (зимнее) (Россия) — 179 тенге».

 

Тишь да гладь…

 

По сути, газета «Престиж» проделала ту работу, которую в прежние времена, среди прочего, выполнял отдел предпринимательства в Степногорске. Более того, в ситуации нехватки востребованных товаров всегда в акимате собирались экстренные совещания с участием акима, глава города давал оценку ситуации и делал, со ссылкой на официальные источники, прогнозы. Правда, это практически никак не влияло на ситуацию и на взбесившиеся в связи с дефицитом цены. Может быть, и сегодня отдел предпринимательства или еще кто-то в горакимате мониторит ситуацию с бензином, но об этом нам ничего неизвестно. Я могу предположить почему: мол, чего зря воздух сотрясать, если решение проблемы не зависит от местных властей и вся актуальная информация есть в интернете. И то правда, но все же… Хоть бы какую-нибудь движуху народу явили – мол, мы с вами, нас тоже это беспокоит, у нас тоже нет бензина и так далее. А еще лучше: поучаствовали бы, пусть хотя бы посредством меморандумов, в поисках дополнительных источников поступления бензина в город – а мы бы, журналисты, распиарили инициативный Степногорск по всему Казахстану. Но о чем это я?

 

Почему возник дефицит бензина?

 

Министерство энергетики РК объясняет: с июля по сентябрь 2017 года произошел существенный рост потребления (за девять месяцев 2017 года было потреблено практически 2 480 000 тонн, что на 154 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период 2016 года), — передает корреспондент Tengrinews.kz. Цена АИ-92, начиная с 1 июля, на границе Казахстана и РФ увеличилась с 517 до 555 долларов за тонну, то есть на 7 процентов, поэтому, в частности, из-за этого поставки из России снизились (объемы поставок сократились с 90 тысяч тонн до 35 — 30 тысяч тонн). Произошла корректировка курса тенге по отношению к доллару с 312 тенге до 340, то есть на 9 процентов (светлые нефтепродукты из РФ закупаются в долларах). Резкое подорожание курса рубля к тенге (около 30 процентов бензина ввозится из России, где топливо стоит почти 37 рублей, что при курсе 5,85 составляет 216 тенге). Дефицит связан и с регуляторной политикой властей (антимонопольщики подают иски на реализаторов, как только происходит очередное сезонное повышение цен на ГСМ. В сентябре только «КазМунайГаз Өнімдері» оштрафовали на 500 миллионов тенге по обвинению в том, что они находятся в сговоре с крупными участниками). Перенос планового ремонта одного из казахстанских НПЗ — Павлодарского — с марта на сентябрь-октябрь, в примерно одни сроки с Атырауским заводом. На осень также был назначен ремонт Шымкентского НПЗ. В результате доля российского импорта в общем объеме продаж бензина выросла с 20 — 25 процентов до 40 процентов. Все это привело к существенному удорожанию импорта, соответственно, он снизился. По словам аналитика в сфере нефти и газа Камиллы Манаковой, в ближайшей перспективе бензин на отечественном рынке будет дорожать по двум основным причинам: цены на бензин в России и завершение модернизации НПЗ. «В процессе формирования единого евроазиатского энергетического рынка казахстанский бензин будет дорожать, приближаясь к российским ценам. В противном случае сохраняется риск перетока отечественного бензина в РФ и, как следствие, дефицита на внутреннем рынке», — пояснила ранее аналитик.

 

Кого наказали?

 

11 октября распоряжением Президента Казахстана на основании представления премьер-министра Сагинтаева за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, выразившееся в необеспечении должного контроля за внутренним рынком ГСМ, министру энергетики Канату Бозумбаеву был объявлен выговор. Нурсултан Назарбаев сказал Канату Бозумбаеву, что объявленный члену правительства выговор равносилен освобождению от должности. Кроме того, ранее были уволены со своих постов вице-министр энергетики Асет Магауов и вице-президент «КазМунайГаза» Данияр Берлибаев.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с министром энергетики Канатом Бозумбаевым, передает Today.kz со ссылкой на пресс-службу Акорды.

Нурсултан Назарбаев отметил, что дефицит топлива в стране является результатом несвоевременного принятия мер со стороны Правительства Казахстана и министерства энергетики по обеспечению рынка горюче-смазочными материалами.

«Министерство энергетики отвечает за вопросы топливно-энергетического комплекса страны. В том числе и за обеспечение внутреннего рынка горюче-смазочными материалами. Ситуация с их дефицитом в стране показала, что со стороны Правительства и министерства энергетики допущена халатность и безответственность. Еще в мае месяце Вы подписали график ремонтов НПЗ. И знали, что осенью два из трех заводов встанут на ремонт. Каждый год происходит подобное. Раз об этом знали, то должны были подготовиться и завести соответствующее количество энергоносителей для обеспечения населения ГСМ. Этого сделано не было», — сказал Президент Казахстана.

Кроме того, Глава государства указал на низкую эффективность ранее принятых министерством мер по стабилизации ситуации на рынке ГСМ.

 

А что дальше?

 

Министр энергетики РК Также Канат Бозумбаев доложил Президенту Казахстана о ходе работ по модернизации Павлодарского и Атырауского нефтеперерабатывающих заводов, — передает Today.kz со ссылкой на пресс-службу Акорды.

«Модернизация двух НПЗ завершается в этом году. В ноябре планируется запустить Павлодарский завод. Атырауский НПЗ предполагается завершить до 16 декабря. Здесь впервые будет использована установка каталитического крекинга, тем самым планируется увеличить объем нефтепродуктов и улучшить их качество», — сказал министр энергетики.

К. Бозумбаев проинформировал Главу государства о планах по строительству установки каталитического крекинга и на Шымкентском НПЗ, что также позволит выпускать высокооктановый бензин.

Министр энергетики заверил Нурсултана Назарбаева, что в следующем году рынок Казахстана будет обеспечен высококачественным топливом, в том числе и авиационным.

Как заверил Канат Бозумбаев, общая ситуация с бензином полностью решится до конца недели, — передает корреспондент Tengrinews.kz. Он отметил, что проблема будет решена по всем крупным сетям и лимитов на заправку больше не будет. Он подчеркнул, что это повлияет на цены. Бензин будет дороже из-за контрактов на дополнительное топливо с российской стороной. Министр пообещал, что, как только зависимость от российского бензина будет сокращена, цены снова пойдут вниз. «Мы считаем, что средняя цена в конце октября, в начале ноября должна быть 160 — 161 тенге за литр. Да, это высокая цена с точки зрения роста. Без этого мы просто не завезем бензин из Российской Федерации. В ноябре в связи с тем, что доля российского бензина на рынке будет уменьшаться, в связи с запуском 25 числа Павлодарского НПЗ, все три завода будут работать, доля уменьшится. Во второй половине ноября возможно уменьшение цены от 161-162 тенге в сторону уменьшения», — сказал министр энергетики.

В ходе заседания Правительства премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев заслушал доклады руководителей ответственных госорганов по ситуации на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов и дал ряд поручений по недопущению дефицита. Контролирующим органам в сфере естественных монополий поручено продолжить работу по выявлению ценовых сговоров. Координация вопросов по наличию ГСМ и угля на внутреннем рынке возложена на первого заместителя премьер-министра РК Аскара Мамина, — сообщается на сайте Правительства РК.

 

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться: