Хочу за руль! (МАКСИМ БАЛУЕВ)

В наше время автомобиль – это уже не роскошь, а необходимое средство передвижения. Все больше и больше людей предпочитают автомобиль забитой до отказа маршрутке. Тем более что приобретение авто стало доступным практически каждому. Один нюанс – водить машину сначала надо научиться, а затем, успешно сдав экзамены, получить водительское удостоверение.

 

Отучиться…

 

Услуги по регистрации, перерегистрации транспортных средств и выдача водительских удостоверений в Степногорске осуществляется в межрайонном регистрационно-экзаменационном подразделении ОАП УВД Степногорска. Начальник ведомства Руслан Бейсенбаевич Сакенбаев рассказал, что сегодня в городе есть два способа получить водительское удостоверение. Первый – наиболее привычный – это записаться в специализированную автошколу, отучиться на выбранную водительскую категорию и по окончании сдать теоретический и практический экзамен в РЭП УВД, получив водительское удостоверение не выезжая из города. Второй, упрощенный, вариант стал возможен в связи с недавними изменениями в законе «О дорожном движении» — сдать экзамены можно и в специализированном ЦОНе, перед этим предварительно пройдя обучение с частным инструктором по вождению и освоив правила дорожного движения дома. Однако есть небольшой минус такого обучения – в спецЦОНе можно получить водительское удостоверение категории А или В. По словам Руслана Сакенбаева, в городе сегодня действуют один лицензированный профессионально-технический учебный центр «Отан», центры подготовки водителей при межшкольном учебно-практическом комбинате и строительно-техническом колледже №2, а также ведет деятельность частный инструктор, который работает по разрешению от комитета административной полиции. Раньше в городе действовали еще две автошколы, но они не выдержали конкуренции, да и спад желающих обучаться тоже сказался.

Директор старейшего в городе учебного центра «Отан» Болат Оспанов отмечает, что стоимость обучения водителя категории В сегодня составляет 50 000 тенге, плюс 1200 тенге за каждое практическое вождение с инструктором. На водителей категории ВС1 учатся 5 месяцев и стоит эта услуга чуть дороже 65 000 тенге, зато не надо набираться водительского опыта по категории С и сразу после обучения можно садиться за руль грузовика до 7,5 тонн. В основном, эту категорию выбирают молодые люди, которые планируют потом работать на большегрузах или идут в армию – там они будут служить профессиональными водителями, что очень востребовано в Минобороны.

Периодически полицейские контролируют посещаемость водительских курсов, а в истории «Отана» даже бывали отчисленные за непосещаемость. Бывали и случаи, когда лишенные водительских удостоверений водители приезжали из других регионов и обманом хотели обучиться снова и получить «права», однако предварительная проверка курсанта показывает все его прошлые «прегрешения», в том числе и лишение водительского удостоверения. По словам Болата Оспанова, автошкола ждет наступления того момента, когда завершившие там обучение курсанты будут сдавать экзамены в спецЦОНах. Но пока в Акмолинской области только Степногорск и Атбасар не подпадают под «радиус действия» спецЦОНов Астаны и Кокшетау – эти города расположены от нас дальше, чем в 150 километрах.

 

… и сдать

 

А вот различия в сдаче экзамена в спецЦОНе и РЭП есть, хоть и небольшие. Процедура приема экзамена в ЦОНе состоит из двух этапов – теоретического и практического. Кандидат в водители в течение 40 минут сдает тестирование на компьютере. При положительных 32 ответах из 40 вопросов допускается к сдаче практического экзамена. При сдаче практического экзамена кандидат в водители должен выполнить 12 испытательных упражнений, связанных между собой определенным маршрутом. В спецЦОНах прием практического экзамена по навыкам вождения проходит на автоматизированных автодромах. Они оборудованы техническими устройствами, которые высчитывают сумму набранных баллов и в автоматическом режиме определяют результат сдачи экзамена. У кандидата на получение водительских прав есть три попытки сдать экзамен. Промежуток между пересдачей экзамена составляет одну неделю. Если все три попытки будут неудачными, пройти очередной экзамен можно будет только через полгода.

Сдавать экзамен в межрайонном РЭП проще и морально, и технически. Если в ЦОНе установлена новая программа тестирования, то в РЭП действует прежняя, более привычная программа. Сотрудники полиции давно хотят ее заменить, но пока все упирается в финансы. Однако, по словам Руслана Сакенбаева, старая программа для тестирования вполне соответствует требованиям.

— Единственное, что в программе есть ошибки в паре вопросов, но при обучении в автошколе об этом сразу предупреждают курсантов, — говорит Руслан Сакенбаев. – Но эта проблема на результат сдачи не влияет. В любом случае, главная наша задача – минимизировать коррупционные риски. Для этого на каждом компьютере сдающего установлены видеокамеры. Во время сдачи экзамена они фиксируют весь процесс, информация хранится на жестком диске до 6 месяцев. Если какие-то органы хотят проверить, действительно ли этот человек сдавал экзамен, это можно легко сделать. Когда я только пришел сюда руководителем, у людей почему-то бытовало мнение, что нереально сдать. Все реально, главное – подготовиться.

Практический экзамен в Степногорске по-прежнему принимает сотрудник полиции.

Оценивая качество подготовки степногорских водителей, Руслан Сакенбаев говорит больше о человеческом факторе, нежели о плохом обучении.

— Сегодня на категорию В идет учиться много женщин, — отмечает Руслан Бейсенбаевич. – В целом, до 80 – 90% курсантов из одной группы «Отана» сдают теорию с первого раза. А вот с практикой чуть хуже – там около 40% сдают. Тогда людям приходится заниматься дополнительно и приходить на пересдачу. Что касается категории ВС1, то здесь все наоборот – учиться приходят одни мужчины, у которых туго с теорией, но отлично с практикой. Бывает, и по пять раз ходят на пересдачу. Есть и те, кто бросает, а через год приходит. Но это единицы. Стоит напомнить, что свидетельство об обучении в автошколе действительно два года.

Что из новшеств, то сегодня, согласно стандарту об оказании госуслуг, водительское удостоверение успешное сдавшие экзамен получают в РЭП в течение шести часов. На прием документов отводится 20 минут, а заветные «права» можно получить уже к концу рабочего дня. Дело в том, что аппарат, который «печатает» водительские удостоверения, установлен теперь и в городе. А раньше будущим водителям приходилось по несколько недель ждать, пока «корочку» напечатают в другом районе… По словам Руслана Сакенбаева, планируется, что водительское удостоверение в РЭП будет выдаваться еще быстрее – в течение 2 часов, в спецЦОНах – в течение 20 минут.

 

На машине с «красивыми» номерами

 

К слову, будущий водитель, если он приобретет автомобиль, обязательно вернется в РЭП для постановки машины на учет и получения номерных знаков. Для удобства водителей полицейские сегодня ведут переговоры с банками, чтобы установить в РЭП платежный терминал для оплаты госпошлины. После сдачи всех необходимых документов сотрудник полиции проводит осмотр транспортного средства и по истечении шести часов водитель получает техпаспорт и госномера.

По словам Руслана Сакенбаева, сегодня из-за рубежа машин ввозится мало.

— Был наплыв российских машин в 2014 году, бывают машины из Германии, — говорит собеседник. – Сейчас весь оборот в основном идет внутри страны. Но, к примеру, поставить на учет машину из России старше двух лет будет накладно – только за первичную регистрацию водителю придется отдать 100 МРП (1 МРП – 2269 тенге). За машину старше трех лет придется заплатить уже 350 МРП. Если же ввозимой машине из России нет двух лет, то налог за первичную регистрацию составит как и за казахстанское авто – всего 567 тенге. И это не считая утилизационного сбора.

Всем известно, что с недавнего времени в стране можно легально приобрести «красивые» номера. В РЭП такие номера называют номерами «повышенного спроса». Однако с начала года спрос на «крутые» номера в Степногорске не велик – в городе их приобрели всего 3-4 водителя.

— У нас в фойе размещен стенд с номерами в наличии, — говорит Руслан Сакенбаев. – Это номера с двумя нолями и с одинаковыми цифрами. Номера с двумя нулями стоят свыше 500 тысяч тенге, с одинаковыми цифрами кроме 777 – чуть больше 300 тысяч тенге.

К слову, сегодня при окончании срока действия водительского удостоверения отменена и повторная сдача экзаменов. Сдавать экзамены надо лишь тем, кто был лишен водительских прав. Таких граждан из-за ужесточения наказаний за дорожные правонарушения в последнее время стало меньше.

По словам директора ПТУЦ «Отан» Болата Оспанова, он регулярно запрашивает в полиции информацию о том, сколько нарушений на дорогах фиксируется молодыми водителями. Так вот, интересный факт: водители со стажем до года ездят на дорогах без нарушений. «Расслабляются» на проезжей части водители со стажем от трех лет и выше, когда думают, что они уже стали профи.

 

А как учат водить машину в других странах?

 

Во многих странах мира процесс получения водительского удостоверения схож с казахстанским. Хотя, скорее, наша страна переняла опыт цивилизованных государств. В большинстве из них тоже придется окончить автошколу, сдать экзамены по знанию теории и навыкам вождения. Только после этого можно будет получить документ, дающий право управлять автомобилем.

К примеру, в Англии за обучение в автошколе нужно выложить до 1500 долларов США. В стоимость входит 40-50 уроков вождения с автоинструктором и обучение правилам движения. Если ученик что-то не усвоит, к экзаменам его не допустят. Теория сдается на компьютерах. Сначала тесты по общим вопросам, затем – моделирование различных ситуаций и реакция на них будущего водителя. И только потом – практическое вождение.

Во Франции теорию придется изучить самостоятельно. Практическому вождению обучает автоинструктор. Он определяет, сколько часов ученик проведет за рулем учебной машины. Порой достаточно и одного вождения. Но нередко возникают ситуации, как в фильме «Такси». Стоимость обучения и сдачи экзаменов 900-1600 долларов.

В Германии процедура получения водительского удостоверения такая же, как в Англии. Но придется научиться ездить в темное время суток.

Самый демократический способ получения водительских прав в США. За руль можно садиться с 16 лет. Для этого необязательно учиться в автошколе. Достаточно самостоятельно изучить правила движения и пройти несложные тесты. Вопросы, кстати, намного проще, чем у нас. После успешной сдачи выдается временное удостоверение сроком на два месяца. За это время предстоит подготовиться к сложному практическому экзамену. На нем знания проверяются на сложных участках дорог в течении двух часов. Ездить придется на своей машине. Курс обучения этим премудростям в автошколе недорогой, до 500 долларов.

Сложнее всего получить права в Японии. Здесь можно отучиться в автошколе (2000 долларов) или самостоятельно подготовиться к экзаменам. Их будет четыре: два письменных теста, вождение с инструктором на автодроме, а также по городу. В добавок придется пройти курсы оказания первой медицинской помощи.

Проще всего получить водительское удостоверение в Грузии. Весь процесс занимает около часа. Медсправка ни к чему: сотрудники полиции «на глаз» определяют адекватность будущего водителя. Если есть сомнения, пригласят доктора. После успешной сдачи теории, тут же допускают к экзамену по вождению. За все придется уплатить около 35 долларов.

Некоторые вопросы по правилам дорожного движения в зарубежных странах мы бы восприняли как курьезные. Но там на них придется отвечать со всей серьезностью.

Известная китайская журналистка как-то рассказала, что на экзамене по теории ей пришлось отвечать на вопрос: «Если вы видите жертву дорожно-транспортного происшествия, кишки которой лежат на дороге, должны ли вы попытаться впихнуть их на место?».

Не стоит удивляться, если на сдаче тестов по теории в некоторых штатах США попадется вопрос, как должен вести себя водитель, когда около кладбища он заметит приведение. Или, что необходимо делать, если на машине сосульки.

Впрочем, в близкой нам Финляндии инструктор может поинтересоваться, можно ли продолжать движение на автомобиле, если под ним кто-то есть.

Не будем удивляться, эти правила тоже должны способствовать безопасности на дорогах.

 

Максим БАЛУЕВ

 

Всего в 2016 году в «Отане» обучилось 508 водителей, за 9 месяцев этого года – 257 человек.

Водительское удостоверение в Казахстане можно получить в 18 лет, а обучиться водить машину – с 16 лет.

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться: