Наша «художка» (Максим БАЛУЕВ)

20171121_183053

Ласковым словом «художка» Степногорскую детскую художественную школу называет не одно поколение выпускников. В их числе немало талантливых художников, дизайнеров, преподавателей, бывших когда-то учениками, и просто хороших людей. В канун Международного дня художника, по сути, профессионального праздника всех связанных с «художкой», мы разговаривали с ее директором Александром НАЗАРЕНКО.

 

— Александр Федорович, вы возглавляете школу вот уже 20 лет, расскажите немного о себе.

— Я руковожу школой с 1997 года. Являюсь выпускником самого первого выпуска ДХШ, для меня это место альма-матер. Когда я окончил педагогический институт по направлению «худграф», то приехал в Степногорск к родителям, зашел в художественную школу, и ее тогдашний директор Юрий Щипачев предложил мне поработать. Потребность в кадрах нашего профиля есть всегда. В городе с этим ощутимая проблема, ведь рядом столица, которая предлагает заработок в три, а то и четыре раза выше, развивается и является более перспективной для молодежи.

— Как-то отмечаете профессиональный праздник – Международный день художника, который празднуется 8 декабря?

— Конечно, но больше празднуем выпускной, когда в жизнь уходит очередная группа ребят, окончивших у нас обучение. Чем отличается человек от животного? Тем, что осмысленно может заниматься искусством. Конечно, можно научить слона держать кисточку хоботом, но смысла в этом не будет. Меня всегда увлекало то, что наши творческие предки много лет назад оставляли нам петроглифы на камнях, солярные знаки, словно что-то пытаясь этим сказать. Сегодня понятие художника видоизменилось, а общепринятые кисточки и карандаши постепенно заменяются компьютером. Современную жизнь без этого представить просто нельзя – дизайнеры одежды, интерьера, компьютерной графики…

— Есть ли у вас какие-то инновации в обучении?

— Да, мы приобрели несколько лицензионных дизайнерских программ, графические планшеты для рисования в компьютере. Идем в ногу со временем. Правда, это направление занимает в программе обучения всего один час в неделю – этого, конечно, маловато.

— И что больше нравится детям — рисовать кисточкой или заниматься компьютерным дизайном?

— Конечно, дети больше тяготеют к компьютеру. Но ко мне неоднократно обращаются профессиональные художники, которые просят показать основу, руку поставить, научить рисовать вещи с натуры. Они имеют навыки работы в компьютерных программах, но зачастую могут не знать простейшего закона воздушной перспективы, пропорций фигуры человека. И это незнание некоторые художники порой прикрывают тем, что они «так видят».

— Александр Федорович, чему учат в художественной школе?

— Учат рисовать, развивают творческую личность. Ставим руку, развиваем глазомер. Как говорится, дай человеку рыбу — и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу — и он будет сыт всегда. Вот так и здесь: чтобы ребенок развивался гармонично, творчески, ему надо дать азбуку, а дальше он сам пойдет. Очень часто считается, что, если даже у ребенка нет природных данных к рисованию, хороший преподаватель должен все равно их развить.

— В музыкальной школе при поступлении есть прослушивание, чтобы отобрать способных к обучению детей. Вы какой-то отбор устраиваете, чтобы узнать, талантлив ребенок или нет?

— Таланта мало, чтобы в жизни чего-то добиться. Если у ребенка нет усидчивости и трудолюбия, то он распыляет свои таланты по сторонам. Берем всех детей с испытательным сроком, проводим контрольные работы и на их основании уже отбираем лучших. И в конечном итоге остается чуть меньше половины от тех, кто приходит, а ежегодно у нас хотят учиться до 50 детей. Но возможности принять больше у нас нет, так как пропускная способность школы около 200 человек, работает 11 «штучных» педагогов. Конечно, если бы у нас были дополнительные помещения, мы бы охватили больше детей.

— Со скольки лучше всего начать обучение в «художке»?

— В подготовительном классе учатся дети 9-10 лет, а идеально отдать ребенка в художественную школу в 10-11 лет. Ведь именно в этом возрасте у ребенка более-менее сформировано зрение и любые нагрузки на глаза будут не так вредны. Сегодня учиться не проблема, возможностей – масса. Это в мое время была проблема с красками, холстами. А сегодня можно все приобрести, было бы желание. Учатся у нас 4 года, а пятый год по желанию – это подготовка к поступлению в вуз. В целом, лет десять надо человеку, чтобы стать профессиональным художником. А для взрослых мы раз в 4 года открываем курсы. У нас учатся пенсионеры, работающая молодежь. К примеру, одна женщина пенсионного возраста пришла к нам учиться, потому что хочет оставить творческий след в этой жизни. Ее супруг резчик по дереву, а она учится рисовать картины и дарит их детям и внукам, которые за рубежом.

— По каким направлениям ведется обучение?

— Академический рисунок, живопись, композиция, история искусств, скульптура, дизайн. Любое новое направление требует затрат, возникает проблема с материалами. Например, можно было бы что-то делать из глины, но для ее обжига нужны печи и много электричества, да и саму глину достать проблематично. Хорошие возможности есть у художественных школ, которые возникли возле каких-то промыслов.

— Отслеживаете судьбу своих выпускников?

— Да, среди наших выпускников много известных художников, дизайнеров. Меня всегда огорчает то, что некоторые из них стесняются писать, что они из Степногорска, чаще всего говорят – я из Астаны. В основном, все ребята уезжают из города. Много наших ребят учатся в академии искусств в Алматы, там есть интересные и перспективные сегодня направления – например, мультипликация, реставрационное дело. Более десяти выпускников трудятся в столице. Конечно, окончание художественной школы еще не означает то, что ты станешь художником, но будет неплохо в дальнейшей жизни применить полученные когда-то навыки.

— Александр Федорович, а можете сделать вывод, кто более талантлив и способен к обучению в художественной школе – мальчики или девочки?

— Конечно, нашу школу посещает больше девочек, считается, что у них больше терпения и усидчивости. Но мальчики у нас тоже есть. Парней охотно берут на творческую работу, связанную с силой, девушки чаще всего реализовывают себя в компьютерном дизайне. Но хочется отметить, что наличие диплома еще ничего не значит. Одна наша выпускница пришла устраиваться на работу, работодатель посмотрел ее документы, а потом попросил нарисовать… розу. Она вспомнила то, чему мы ее учили, и справилась с заданием отлично.

— Есть ли какие-то проблемы у художественной школы?

— Скорее всего, это пожелание творческих людей. Я этот вопрос задаю уже давно: почему у нас в городе нет картинной галереи? Чтобы художники из других городов могли выставить у нас в Степногорске свои работы. Мы бы выставляли там свои. Горожанам было бы куда сходить, посмотреть. Сегодня у нас один выход к большому искусству – ездим с детьми на экскурсию в Астану. Нам когда-то обещали решить этот вопрос, но пока ничего нет.

— А где выставляете свои работы?

— Иногда выставляем на центральной площади, по праздникам. Но там сильный ветер, работы падают, поэтому хорошие картины на улицу не выносим. Иногда в ДК «Горняк» проходят выставки, но это тоже не то, плохое освещение. Отрадно, что наши картины расходятся по Акмолинской области, украшают пять акиматов. Это около 50 картин.

— Александр Федорович, сколько времени в день вы уделяете творчеству?

— Стараюсь хотя бы час в день рисовать, в это время идет активный мыслительный процесс. Для творческого человека – это настоящая зависимость, а день, прожитый без кисти в руке, прожит зря.

 

Беседовал Максим БАЛУЕВ

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться: