Большие проблемы маленьких маршруток

2-z65-8752fa52-6938-430a-935f-aa19e4f4cc07

Один из самых частых вопросов, с которым читатели обращаются в редакцию и на сайт акима города, — это движение маршрутных такси. И чаще всего степногорцы сетуют на то, что в утренние и вечерние часы-пик вынуждены пропускать несколько маршруток, чтобы уехать в другой конец города, или ехать в забитой маршрутке в неудобной позе. На вопросы читателей ответил директор ТОО «Степногорск-экспресс» Руслан Мухамедьяров.

 

Сегодня подвижной парк маршрутных такси составляет 45 автомобилей. По словам Руслана Мухамедьярова, крупное обновление произошло в 2017 году – выбор пал на комфортные автомобили с высокой крышей «Луидор». Было приобретено шесть таких микроавтобусов. Проще говоря, это современный аналог пассажирских «Газелей», который передвигается как на бензине, так и на газу. В 2018 году приобретён еще один «Луидор». Кроме того, на кредитные средства были закуплены шесть автобусов китайского производства «Шаолинь». Эти автобусы степногорцы, привыкшие ютиться в маленьких «Газелях», сразу оценили по достоинству. Однако Руслан Мухамедьяров отмечает, что данные автобусы сложны в обслуживании. «Новый такой автобус стоит 9 млн тенге. После года эксплуатации его цена упадет в два раза. Эти деньги мы за год, естественно, не окупим. Появилась большая проблема с запчастями для данных автобусов – они есть только в Петропавловске и только на заказ. К примеру, потек тормозной сальник. Его цена всего 120 тенге. Казалось бы – закажи заранее побольше. Но парадокс – в каждом автобусе разные детали. Так вот из-за этого сальника почти на месяц у нас встал один автобус…» — говорит перевозчик.

К слову, китайские автобусы, которые ездят на дизельном топливе, теперь профильное министерство предлагает перевозчикам заменить на газовый автотранспорт. «В позапрошлом году нам сказали брать автобусы – мы взяли. Теперь говорят – потихоньку уходите от дизельного топлива, а то наносим вред экологии. И если такое случится, то мы, скорее всего, будем переходить на уже проверенные «Луидоры», — говорит Руслан Мухамедьяров. К слову, когда в прошлом году в городе ощущались перебои с дизельным топливом, то перевозчику пришлось закупать его канистрами в ближайшем Акколе, где перебоев не было. «Мы это делали, в основном, чтобы перекрыть потребность пассажиров в «двойке». А городские маршруты закрывали «Газелями» — как ни крути, это удобный транспорт, который никогда не подводит», — добавляет собеседник.

Кроме того, приобретены автобус «ПАЗ» новой конфигурации (старые «пазики» сняты с маршрута и проданы) и «Газель Некст». Последнее авто весьма комфортабельно для пассажирских перевозок, но тоже привередливое – электронные тормоза, итальянский двигатель, да и зимой на летней солярке, как наши «китайцы», ездить отказывается.

Ведется ремонт и старых автомобилей – в прошлом году из пяти машин 2004 года выпуска капитально были отремонтированы две, планируется ремонт еще одной «Газели», а две придется списать – ремонт тоже дорогое удовольствие.

Что касается интервалов движения «маршруток», то у «четверки» он, по-прежнему, составляет 3 – 5 минут и у «шестерки» — 15 минут. Основная жалоба пассажиров на то, что невозможно уехать в час-пик в первом попавшемся маршрутном такси. Некоторые горожане даже предлагают утром один за другим пускать большие и вместительные автобусы. Однако сделать это, по словам Руслана Мухамедьярова, не представляется возможным. Движение каждого вида транспорта установлено расписанием, и сместить его никак не получится. «Каждые 15 минут, начиная с 7 часов утра, от конечной остановки идет автобус «четверка» (он трогается в 7 часов 3 минуты, после отправления «шестерки»). Дальше в 7 часов 6 минут, в 7 часов 9 минут и 7 часов 12 минут по маршруту №4 идут «Газели». В 7 часов 15 минут от конечной остановки снова отходит «шестерка». В 7 часов 18 минут идет автобус «четверка», который возле «Лунного» магазина забирает скопившихся там пассажиров из-за того, что именно на этой остановке интервал движения «четверки» увеличивается на несколько минут – ведь «шестерка» уходит дальше по улице Мира. Другими словами, на Лунном проспекте интервал движения увеличивается до 5 минут, но приходит автобус», — поясняет Руслан Мухамедьяров. Что касается движения «шестерки», то в часы-пик маршрут дополнительно обслуживает один автобус. «Час-пик – это время с 7 часов 30 минут и до 8 часов 30 минут утра. Потом же автобусы ходят полупустые. Бывает, что на «шестерке» днем ездят два-три человека. Просто некоторые степногорцы в других городах не были и не ездили на общественном транспорте. Мы специально сделали интервал между «четверками» в три минуты, чтобы они чаще ходили. А в других городах, опоздав на свой автобус, человек может ждать его 15 – 30 минут. Поэтому даже если утром кто-то пропустит две «маршрутки», то в третью, на девятой минуте своего ожидания, точно сядет», — успокаивает Руслан Мухамедьяров.

При этом, напоминает перевозчик, автобусы могут ломаться. После выполнения утренних и вечерних рейсов один автобус с шестого маршрута «уходит» на четвертый, то есть работает как подменный. Последний рейс от конечной остановки и ЦГБ завершается в 8 часов вечера.

По словам Руслана Мухамедьярова, еще одна проблема – частые обращения социально не защищенных слоев населения с просьбой предоставить им льготный проезд. «Чернобыльцы, дети-инвалиды, афганцы, многодетные матери просят. В других городах за эти категории граждан платит государство. В городском бюджете такой возможности нет, впрочем, как и у нас. Там предприниматели если взяли кредит на увеличение автопарка, то уверены, что из дотаций государства оплатят этот кредит. У нас такого нет. Мои жена и дети в маршрутных такси тоже бесплатно не ездят», — отмечает Руслан Мухамедьяров.

Что касается стоимости проезда, то пока его повышать не планируют. Но предупреждают: ко всему надо быть готовыми. «На 150% подорожали запчасти, — говорит собеседник. – Перевели несколько машин на газ – цена газа поднялась. Когда делали заявку, был 48 тенге, а теперь стал около 70 тенге. О бензине даже не говорим… Три года назад мы просили акимат поднять стоимость проезда до 80 тенге на городских маршрутах, но после обсуждений нам утвердили 60 тенге. Хочу отметить, что есть специальные расчеты по всему Казахстану и по ним у нас вышло 80 тенге, в поселок – в два раза выше. Говорят, что в марте ожидается очередное повышение цен на топливо, поэтому пока подождем, что будет дальше. Отнимают наш хлеб и нелегальные таксисты, которые с «бордюра» забирают пассажиров. В ценовой политике не стесняются повышать цены и обычные бюро такси, особенно в праздники. Из-за убыточности рейсов мы даже хотели отказаться от поездок в Заводской и Карабулак. Ведь «двойка» за один день по разбитой дороге от города до поселка наматывает 300 км, поэтому случаются частые поломки…».

А для тех, у кого все-таки остались вопросы по движению маршрутных такси в городе, мы сообщаем личный телефон руководителя компании-перевозчика – 5-71-55, по которому их можно задать.

 

Максим БАЛУЕВ

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться: