Задел на будущее (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)

 obshij_vid_spz

У машиностроителей страны – профессиональный праздник, который в нашем городе мы связываем, прежде всего, со Степногорским подшипниковым заводом, переименованным в этом году в АО «ЕПК Степногорск». С этим предприятием сегодня связаны судьбы, без малого, двух тысяч человек, и, конечно же, их благополучие напрямую зависит от состояния дел на заводе. Не лучшего в последние годы. И в этом нет вины самих работников – сказывается и затяжной экономический кризис, и существенное снижение заказов от главного потребителя степногорской подшипниковой продукции – Российских железных дорог, и падение рубля по отношению к доллару (напомним, АО «ЕПК Степногорск» — российское предприятие, входящее в состав Европейской подшипниковой корпорации). Тем не менее, завод не простаивает, здесь давно уже научились находить применение рабочим рукам даже тогда, когда, казалось бы, они должны опускаться. О том, чем сегодня занят завод, как выживает и на что нацелен, — наш разговор, накануне Дня машиностроителя, с генеральным директором АО «ЕПК Степногорск» Анатолием ТОМИЛОВЫМ.

 

Все силы – на освоение нового

 

В ситуации значительного снижения заказов на железнодорожные подшипники степногорского производства (главные причины этого снижения связаны с курсом РЖД на обновление железнодорожного транспорта и, в условиях экономического кризиса, тотальной экономией средств) АО «ЕПК Степногорск» уже более года занимается освоением большой номенклатуры новых для предприятия подшипников, переданных в Степногорск, главным образом, из ОАО «ЕПК Москва», преобразованного в ООО «ЕПК-Новые технологии», и АО «ЕПК Саратов».

По словам Анатолия Томилова, в освоение новых типов подшипников (а их за двести, немалая часть из которых крупногабаритные, с которыми в Степногорске никогда не имели дела) погрузились, как говорится, с головой.

Новое дело стало поводом на заводе для грандиозной перестройки – и в модернизации оборудования (которое должно работать с максимальной отдачей и при этом быть надежным), и в совершенствовании технологии (нужно лучшим образом выстроить технологические процессы для эффективного выполнения производственных задач), и в организации штатной структуры производственных цехов (чтобы не было балласта и имелась устойчивая мотивация к постоянным улучшениям), и, наконец, в сознании работников (когда нужно трудиться в условиях мобильности, подстраиваясь под быстроменяющиеся, при этом всегда возрастающие запросы потребителей).

Как говорит генеральный директор, на заводе сразу же взялись, засучив рукава, за самое сложное – освоение крупногабаритных деталей подшипников, при этом с азов постигалась специфика их производства, попутно совершенствовавшаяся с учетом опыта заводчан и стремления все сделать наилучшим образом. И сегодня Анатолий Томилов не без удовлетворения говорит: «Самые сложные типы подшипников мы освоили».

 

Условия диктует жизнь

 

Легко сказать – освоили. За этим стоит огромная организационная и подготовительная работа, которая зачастую осуществлялась в авральных условиях, когда потребитель просто не давал времени на раскачку. К апрелю с потребительского рынка исчезли китайские сферические подшипники, перестал быть заметным игроком на этом поле и Минский подшипниковый завод – а это основные производители сферических подшипников для СНГ. При этом спрос на них, с учетом сложившейся ситуации на потребительском рынке, существенно возрос. И, став не по своей воле монополистом в этом направлении, подшипниковый завод в Степногорске был поставлен в условия, когда надо производить вместо прежних двух тысяч сферических подшипников десять тысяч ежемесячно. Хорошо это? Конечно! Но давайте не забывать, что такое счастье заводу привалило, когда он сосредоточился на освоении новых типов подшипников.

Анатолий Томилов откровенен: «Мы думали, что в увеличении производства сферических подшипников не будет проблемы – организуем работу в четыре смены и выйдем на требуемые объемы. Но начали для этих целей набирать людей, а их нет». Молодежь, выросшая при капитализме, не так, как старшее поколение, отзывчива на трудовые подвиги и в основу своей активности ставит зачастую «легкие» и «быстрые» деньги. В такой ситуации ставку сделали на проверенных временем и закаленных испытаниями заводчан — собрали людей по цехам, оставив там необходимый минимум, и отправили на сферическое производство. И они, пришедшие из других подразделений, правдами и неправдами вытягивали требуемые объемы, сделали, казалось, невозможное. К августу вышли на пятикратное увеличение роста сферических подшипников.

Справка «Престижа»

С января по август 2015 года АО «ЕПК Степногорск» произвело 30 561 сферический подшипник, из них 6 438 – московской номенклатуры. Впервые освоено 7 новых типов подшипников сферической группы. До конца года планируется выпустить 44 830 подшипников сферической группы, в том числе освоить 5 новых типов подшипников. Общий выпуск сферических подшипников в 2015 году составит 75 391.

С января по август 2015 года АО «ЕПК Степногорск» произвело 15 829 подшипников индустриальной группы. Впервые освоено 28 новых типов подшипников. До конца года в планах произвести 20 738 подшипников индустриальной группы – с освоением 14 новых типов. Общий выпуск индустриальных подшипников в 2015 году составит 36 567.

 

Впечатляющие примеры изобретательности

 

Чтобы улучшить ситуацию с мотивацией работников, их удовлетворенностью и выполнить большую программу освоения новых типов подшипников, на заводе перешли на восстановление, модернизацию и запуск привезенного из Москвы оборудования, как это делалось в прежние времена, по аккордным нарядам. Что это такое? Договорились с работниками: они в полную силу, не теряя времени, занимаются станками – и за это получат определенную сумму денег, договорную. И результат не заставил себя ждать. По существу, ни один привезенный станок не установлен на заводе без предварительного ремонта и модернизации.

Многое изменили в технологии, и изменили существенно. Например, 16 – 20 минут требовалось, чтобы отшлифовать кольцо на плоскошлифовальных станках. Перевели обработку на торцешлифовальные станки – и 400 колец по 2 – 3 раза в смену проходят обработку.

У завода годовая программа – 11 500 сферических подшипников до 360 мм. При производстве крупногабаритных деталей подшипников московской номенклатуры часть технологических операций выполняется на станках с ЧПУ, так как заводские токарные станки рассчитаны на обработку деталей лишь до 320 мм. Вместе подумали – и в итоге изготовили патрон на заводской станок для обработки деталей диаметром до 360 мм в автоматическом режиме, поставив их на поток с механизированной загрузкой-выгрузкой. Кстати сказать, все крупные подшипники на заводе поднимаются и ставятся с помощью гидравлических подъемников.

Новый пример изобретательности в литейно-механическом цехе. Привезли из Москвы прессы — высокие и тихоходные. Что с ними только ни делали – все без толку. В итоге взяли свои, наработанные прессы, у которых, правда, нужной высоты не хватало, модернизировали их, запустили в автоматическом режиме и обеспечили двойное увеличение скорости по сравнению с привезенными прессами, от которых отказались. На днях модернизированный пресс запустили в работу.

Когда дело, кажется, стопорится (так было в августе), в цех производства сферических подшипников идет генеральный директор завода. Нет, не подгонять коллектив, а для того, чтобы сообща решать проблемы. Анатолий Томилов вместе с работниками цеха изучал производственную систему и перестраивал ее под потребности меняющегося производства. Вместо перекрестного шлифования колец, на которое уходило полчаса, перешли на обработку деталей методом твердого точения и сократили операцию до пяти минут.

Чтобы не было неразберихи с планированием, по предложению генерального директора, выстроили три технологические цепочки – для подшипников легкой серии (до 220 мм), средней (до 320 мм) и тяжелой серии – с полным парком оборудования для обработки наружного и внутреннего кольца.

Подытоживая разговор об освоении новых типов подшипников, на что в этом году были направлены основные силы заводчан, Анатоли Томилов не без удовлетворения сказал: «По большому счету, в октябре все сложные позиции мы освоим. У нас остались неосвоенными подшипники с витым роликом. Это специальный подшипник, который нужен, к примеру, нефтяникам. И его мы тоже будем делать. Оборудование поставили из Москвы, запустили, даже пробовали навивать. В октябре в план включили первые два изделия». Все стальное, по словам генерального директора, более легкие задачи, которые потребуют меньших усилий.

Задел 2015 года даст АО «ЕПК Степногорск» возможность уже в следующем году перейти к стабильному серийному производству подшипников московской номенклатуры, что примерно на четверть увеличит объемы производства на предприятии.

 

Вагонные подшипники, по-прежнему, основа производства

 

Анатолий Томилов не скрывает: сферические и цилиндрические подшипники, несмотря на увеличение их выпуска, никогда не перекроют железнодорожные, с которыми связано массовое, основное производство на заводе. И, если говорить о реальной ситуации в АО «ЕПК Степногорск», всегда надо иметь в виду, сколько здесь производится именно вагонных подшипников, ради которых завод и строился.

Были у завода славные времена, когда производство железнодорожных подшипников доходило до двух миллионов в год. Потом рады были уже и тому, что выходили на полтора миллиона, миллион подшипников. А теперь уже как добрая весть воспринимаются слова о стабилизации ситуации в этом направлении: с начала года завод ежемесячно производит в среднем 32 – 34 тысячи железнодорожных подшипников. Ожидать значительного роста в этом направлении не приходится. Не с чего. Вагоностроительным заводам заказы на новые вагоны не поступают. Кроме того, идет усиленная разборка стоящих в тупиках вагонов, восстановление которых обойдется чуть ли не во столько же, сколько стоит приобретение новых вагонов. РЖД переходит на новые «рельсы», где нет места традиционным железнодорожным подшипникам.

Но и списывать их со счетов – рано. Степногорский подшипниковый завод и здесь стал монополистом поневоле в СНГ. В АО «ЕПК Саратов» вагонные подшипники больше не выпускаются – их производство передано в Степногорск. Завод в Вологде закрылся – производство, в условиях падения рубля, стало невыгодным. Харьковский завод не работает и, видимо, долго еще не будет поставлять свои подшипники в Россию с учетом нынешней политической ситуации.

По прогнозам Анатолия Томилова, АО «ЕПК Степногорск» будет монополистом в производстве вагонных подшипников в СНГ на ближайшие 5 – 7 лет. И при самом удачном стечении обстоятельств завод будет выпускать в месяц до 80 тысяч подшипников, при том что еще недавно производил в два раза больше. Но производство железнодорожных подшипников, по-прежнему, остается основным на предприятии.

Наша справка

С начала года выпуск подшипников в АО «ЕПК Степногорск» составил 311 тысяч штук (на такой же период прошлого года – 568 тысяч подшипников). Инвестиции в производство составили 207 млн 848 тысяч тенге (в прошлом году 91,5 млн тенге) и были направлены в основном на освоение новых типов подшипников.

По предварительным прогнозам, АО «ЕПК Степногорск» закончит год выпуском 557 тысяч подшипников. В планах 2016 года производство 667 тысяч подшипников.

 

Важнейшая задача – сохранение коллектива

 

Сохранение коллектива было для завода первостепенной задачей. И сегодня у предприятия нет более важного приоритета. Оптимизация в этом направлении связана в основном с перераспределением кадров, процентов 30 из которых перешли на основное производство для выполнения программы по освоению новых типов подшипников. Сегодня на заводе трудятся 1879 человек. Более того, АО «ЕПК Степногорск» осуществляет набор наладчиков и шлифовщиц, трудовая деятельность которых на заводе традиционно начнется с профессионального обучения.

Анатолий Томилов не видит оснований для пессимистических настроений и в ответ на рождающиеся в электричках слухи о возможном простое предприятия в октябре говорит: «Никаких простоев не будет. У нас работы невпроворот. Не только до конца года, но и на следующий год. Можем смело говорить, что объемы производства следующего года будут, как минимум, на уровне этого». Даже при самом пессимистичном прогнозе они вырастут на 4 процента. А при оптимистичном, к которому больше склоняется руководство АО «ЕПК Степногорск», увеличатся на 24 процента по сравнению с 2015 годом.

Главный подарок ко Дню машиностроителя, по словам Анатолия Томилова, заводчане сделали себе сами: они успешно выполнили большую программу освоения новых типов подшипников, то есть обеспечили себе хороший задел на будущее. При этом не подвели с выполнением производственного плана, оставаясь главным и надежным, а теперь и единственным, поставщиком вагонных и сферических подшипников для потребителей СНГ.

На базе АО «ЕПК Степногорск» в этом году прошел техсовет УК ЕПК с участием директоров и главных инженеров всех заводов компании. Местом встречи Степногорск был выбран неслучайно – завод был представлен как передовая производственная площадка ЕПК, где другим предприятиям многому можно поучиться. Гости были приятно удивлены тем, сколько на предприятии всего делается, включая даже ремонт зданий, казалось бы, в условиях безденежья и значительного снижения заказов. По мнению руководства УК ЕПК, завод с честью прошел и проверку на готовность к освоению новых типов подшипников.

Генеральный директор АО «ЕПК Степногорск» поздравляет заводчан и всех машиностроителей степногорского региона с профессиональным праздником и желает не терять оптимизма, для которого у работников завода, по мнению Анатолия Томилова, немало оснований.

 

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
comments powered by HyperComments
Поделиться: